СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГЛАЗА

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГЛАЗА

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГЛАЗА. Глаза -орган зрения человека. Именно благодаря им мы получаем большую часть информации об ок­ружающем мире. Глаза расположены в костных впадинах черепа, и каждое глазное яблоко при­водится в движение глазодвигательными мыш­цами, прикрепленными к наружной оболочке. Внутри глазного яблока расположены хру­сталик И стекловидное тело. Хрусталик про­зрачен, имеет форму линзы, кривизна которой может изменяться при сокращении ресничной мышцы. Он не имеет сосудов и нервов, пита­тельные вещества поступают в хрусталик из внутриглазной жидкости (водянистой влаги). Стекловидное тело — прозрачная студенистая масса, заполняющая пространство между хру­сталиком и сетчаткой. Способствует сохране­нию формы глаза и принимает участие в обме­не веществ.

Глаз имеет три оболочки. Наружная оболоч­ка, называемая склерой, является плотным бе­лым волокнистым образованием, окружающим глаз сзади и с боков. Передняя часть склеры — роговица — представлена прозрачной тканью, слегка выпячивающейся перед радужной обо­лочкой и зрачком. Средняя оболочка глаза, на­зываемая сосудистой оболочкой глазного ябло­ка, определяет цвет глаз. Она состоит из собст­венно сосудистой оболочки — плотной утол­щенной ткани, пронизанной питающими сет­чатку кровеносными сосудами, — на задней стенке глаза, радужной оболочки, или радужки, и ресничного тела на передней части глаза. Ра­дужная оболочка — цветной круг в середине глаза — состоит из мышечных волокон, которые сокращаются и расслабляются, изменяя размер зрачка — отверстия в центре радужной оболоч­ки. Зрачок контролирует количество света, про­никающего в глаз. Ресничное тело образовано мышечными волокнами, которые производят водянистую влагу (глазную жидкость), поддер­живающую давление в передней части глаза, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы фо­кусировать лучи света на сетчатку.

Внутренняя выстилка задней стенки глаза называется сетчаткой; в ней находятся нерв­ные окончания и фоторецепторы, которые принимают проникающий в глаз свет. Важным участком сетчатки является область желтого пятна, обеспечивающая центральную остроту зрения. Периферические отделы ее дают воз­можность ориентироваться в пространстве. Свет проходит через роговицу, глазную жид­кость, хрусталик и стекловидное тело.

При этом световые лучи преломляются так, что фо­кусируются на заднюю стенку глаза вдоль сет­чатки, раздражая фоторецепторы. Рецепторы, в свою очередь, посылают импульсы зритель­ному нерву, который проходит сквозь заднююстенку глаза. Зрительный нерв передает им­пульсы в заднюю часть головного мозга, кото­рый воспринимает их в виде зрительного об­раза. Объемное восприятие есть результат сло­жения мозгом импульсов от обоих глаз.

Придаточный аппарат глаза включает веки с ресницами, слезные органы, мышцы. Веки со­стоят из кожи, подкожной жировой клетчатки, мышц, хряща, конъюнктивы — слизистой обо­лочки, покрывающей заднюю поверхность век и склеру и образующей конъюнктивальную по­лость. Слезные органы — слезные железы, вы­рабатывающие слезную жидкость, и слезные пути, по которым эта жидкость отводится в по­лость носа. Подвижность глаза обеспечивается действием шести наружных глазнодвигатель-ных мышц. Кровоснабжение глаза осуществляет глаз­ничная артерия, являющаяся ветвью внутрен­ней сонной артерии; она проходит вместе со зрительным нервом, образует сосудистую обо­лочку, питает сетчатку. Ее ветви отходят к глаз­ным мышцам и слезной железе. Связь глаза с нервной системой осуществляется ветвями тройничного, глазодвигательного и симпати­ческого нервов.

Зрение — физиологический процесс воспри­ятия формы, величины и цвета предметов, их взаимного расположения, расстояний между ними. Источником зрительных восприятий служит свет, излучаемый или отражаемый предметами внешнего мира. Зрение человека двойственное — дневное и сумеречное. Светочувствительные клетки клет­чатки, называемые по форме «колбочками», обеспечивают дневное зрение и точно передают форму, цвет и детали предметов. Другие клет­ки — «палочки» со свойственной им очень вы- сокой чувствительностью позволяют нам вос­принимать предметы в сумерки и даже ночью.

Рецепторы сетчатки глаза стимулируются уже при 1 кванте света, но ощущение света на­ступает только при 5 квантах. Исходя из коли­чества квантов света различают дневное (фото­типическое), сумеречное (мезопическое) и ночное (скопическое) светоощущение. При су­меречном и ночном зрении человек не может различать цвета. Предметы могут казаться дру­гого цвета. Окружающие предметы могут восприни­маться как одним глазом — монокулярное зре­ние, так и двумя глазами — бинокулярное зре­ние. При бинокулярном восприятии зритель­ные ощущения каждого глаза сливаются в еди­ный образ, повышается острота зрения, рас­ширяется поле зрения, появляются объемное восприятие, стереоскопическое зрение. При монокулярном зрении предмет оценивается только по ширине и высоте. Человек, не имею­щий бинокулярного зрения, может ошибаться при определении объема предметов и расстоя­ний. Кроме того, отсутствие бинокулярного зрения может привести к косоглазию. При нормальном функционировании обоих глаз бинокулярное зрение появляется у ребенка в возрасте 1 года.

Цветоразличение (цветовое зрение, цвето­ощущение) — еще одна важная зрительная функция. Видимая часть спектра светового из­лучения образуется волнами различной длины и воспринимается глазом в виде гаммы раз­личных цветов. Длинные волны создают ощу­щение красного и оранжевого цветов, сред­ние — желтого и зеленого, короткие голубого, синего и фиолетового. Белый, черный и серый цвета называются ахроматическими (т.е. лишенными цветности), они различаются только по яркости. Цветовое зрение обусловлено восприятием глазом трех цветов (красного, зеленого и сине­го), из которых при различной освещенности можно создать огромное многообразие цветов. Основные цвета — красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Глаз может различать около 13000 цветовых от­тенков, образующихся при смешении основ­ных цветов спектра.

Врожденные нарушения цветового зрения встречаются в 1000 раз чаще у мальчиков, чем у левочек. В основном они плохо различают красный и зеленый цвета (дальтонизм) и опре­деляют их только по контрасту. Встречаются и другие нарушения цветового зрения, например неразличение синего цвета (тританопия). При полной цветовой слепоте, которая встречается очень редко и сопровождается светобоязнью и низкой остротой зрения, все цвета восприни­маются серыми и отличаются только по ярко­сти. При лечении восстановление цветоощу­щения возможно, однако врожденные рас­стройства неизлечимы. Проверка цветового зрения обязательна у ка­ждого человека в самом раннем возрасте, так как эта зрительная функция очень важна для ориентации, в процессе обучения и т.д. О со­стоянии цветового зрения у детей в возрасте до 1 года можно судить по реакции на одинаковые игрушки разной окраски. Радость вызывают оранжевые, желтые, зеленые предметы, на дру­гие нет заметной реакции. К 3 годам дети уже могут назвать и указать тот или иной цвет более или менее правильно и быстро. Цветовое зре­ние (и острота зрения) хорошо развивается при высоком уровне освещенности до 1000 лк на единицу поверхности. Кроме того, важно, что­бы в цветных гирляндах, подвешенных к кро­ватке или коляске ребенка, оранжевые, желтые, красные предметы располагались в центре, а по краям — голубые, синие, белые, коричневые.

Одна из основных функций глаза — острота зрения, или способность распознавания мини­мальных по размеру объектов на максималь­ном расстоянии. Острота зрения зависит от рефракции глаза, ширины зрачка, прозрачно­сти роговицы, хрусталика, стекловидного тела, состояния сетчатки, зрительного нерва и т.д. Считается, что хорошо видит человек, который может с расстояния 50 м сосчитать пальцы на руке. При этом угол между сетчаткой глаза и сторонами пальца равен 1 минуте. Такая спо­собность — видеть под углом зрения, равным 1 минуте, — называется единицей, или, как иногда говорят, 100%-м зрением. При рассмат­ривании предметов на одинаковом расстоянии острота зрения тем выше, чем меньшего разме­ра объекты удается рассмотреть, или чем на большем расстоянии человек может увидеть предметы одинакового размера. Обычно тесты для проверки остроты зрения (специальные таблицы из 12 рядов букв) помещают на рас­стоянии 5 м. Если рассматривать таблицу с рас­стояния 5 м, то остроте зрения, равной едини­це, соответствует четкое видение 10-й строчки сверху. Если человек видит знаки только 1-й строчки, это соответствует зрению, сниженно­му в 10 раз, то есть 0,1. При видении каждого последующего ряда букв острота зрения выше на 0,1. Так, если человек различает лишь буквы 3-го ряда, острота его зрения равна 0,3. В таб­лицах вместо букв могут быть кольца разной величины с разрывом, по различению которого судят об остроте зрения. Для обследования де­тей, не знающих букв, широко распространена таблица с рисунками.

Зрительные функции детских глаз имеют длительный период созревания. От светоощу-щения с момента рождения к 6 месяцам острота зрения увеличивается от тысячных долей еди­ницы до десятых. Для детей 3 лет острота зрения 0,2—0,3 может считаться нормальной; для 4 лет она равна 0,6, а ко времени поступления в шко­лу острота зрения ребенка достигает 0,7—0,8. Впоследствии острота зрения возрастает и в сре­днем соответствует 1, иногда даже 1,5—2. Восприятие предметов внешнего мира осу­ществляется глазом путем анализа изображе­ний этих предметов на сетчатке. В функцио­нальном отношении глаз можно разделить на два отдела: светопроводящий (роговица, влага передней камеры, хрусталик, стекловидное те­ло) и световоспринимающий (сетчатка).

Желтое пятно (макула) в центре сетчатки обеспечивает глазу способность центрального зрения и возможность различать мелкие детали предметов. Другие отделы сетчатки обусловли­вают периферическое, или боковое, зрение,препаратов атропина. Параличи и парезы хара­ктеризуются невозможностью различать мел­кий шрифт на близком расстоянии.